Больше знаний – больше грусти?

В школе одноклассники были уверены, что из всего класса я знаю русский язык лучше всех. Да у меня и у самой не было в этом сомнений. Все контрольные, сочинения неизменно писала на высший балл, посещала факультатив, занималась с отстающими. Моя уверенность поколебалась на первом курсе филологического факультета в универе. Фундаментальные знания, которые я там начала получать, их глубина и широта повергли меня в шок, и всё, что я знала раньше, показалось мне лепетом младенца, познаниями на уровне алфавита.


источник

В университете я училась с огромным интересом, на 4 и 5, но диплом получала с мыслью «Я знаю теперь, что ничегошеньки не знаю». Как бы попроще объяснить мое отчаяние? Ну, просто в школе я знала русский четко по учебнику, ни шага влево, ни шага вправо (разве что факультативно еще что-то почерпнешь, но это погоды не делало). А в вузе передо мной открылись такие пласты великого и могучего, что я поняла – невозможно изучить и знать родной язык «до донышка». Когда исключительно всё ясно и понятно. Никогда я не смогу сказать, что знаю хоть один раздел русского (лексику ли, синтаксис ли) идеально, т.е. в совершенстве. Чтобы ни один вопрос не остался без ответа, ни одна капелюшечка не поставила в тупик.

Сильно утешало то, что я попала в неплохую компанию, ведь это же самое говорили и Сократ, и Демокрит (этот, правда, к фразе о том, что ничего не знает, добавил, что многим неведомо и это), а уж думали-то про себя, наверное, вообще все философы древности, познавшие «глупость, безумие и мудрость» (кто-то из них именно так и заявил). Присоседился к ним и Пьер Безухов из «Войны и мира», который высшей степенью человеческой премудрости считал знание о собственном незнании. Вот и я туда же… Да нас таких, должно быть, много. Печалимся, страдаем, скорбим. Все в соответствии с известными постулатами тех же древних: «Многие знания – многие печали», «Умножая знания, умножаешь скорбь», «Мудрость порождает сомнения и грусть» и др.

А впрочем, чего это я, ведь не все же так заморачиваются. И таких, наверное, неизмеримо больше. Согласны? Или нет? Ну, я о тех, которые учатся себе спокойно, заканчивают не по одному вузу, а потом еще и аспирантуру и считают себя высокообразованными хомо эрудитус? Не без оснований, между прочим. И счастливы, и не печальны, и не скорбны. И никакого горя от ума и никаких заморочек…

Мне нравилось учиться на филфаке, я люблю свой родной язык. Но иногда, вспоминая школу, я завидую себе той, уверенной в своих знаниях и гордящейся званием лучшей ученицы в классе (ну и пусть только по русскому языку и литературе). Скажете, такого быть не может и уровень знаний даже сравнивать нельзя? Наверное, нельзя. Но мне грустно… Что скажете на это, люди?

H2
H3
H4
3 columns
2 columns
1 column
Join the conversation now